АВА-терапия для детей с РАС в Центре социальной помощи семье и детям «Заря»

12 октября 2022

Учреждение «Центр социальной помощи семье и детям «Заря» является филиалом муниципального бюджетного учреждения города Новосибирска «Городского Центра социальной помощи семье и детям», подведомственного департаменту по социальной политике мэрии города Новосибирска. Учреждение осуществляет свою деятельность в рамках муниципального задания в круглогодичном и круглосуточном режиме.

В учреждении предоставляется комплекс психолого-медико-педагогических услуг, в том числе в полустационарной форме, когда родитель и ребенок получают комплексные услуги в рамках проектной деятельности.

2022 год – продуктивный для филиала!

С апреля на базе филиала стартовал совместный с Благотворительным фондом «Сохрани жизнь» проект «Интенсивный курс реабилитации с элементами АВА-терапии для детей с РАС и ментальными нарушениями и их родителей» при поддержке Благотворительного фонда «Вклад в будущее».

Проект направлен на проведение интенсивных курсов социальной реабилитации для детей с особенностями ментального развития, в том числе с РАС (расстройство аутистического спектра) в возрасте от 5 до 18 лет, посредством применения АВА-терапии (applied behavior analysis – прикладной анализ поведения), с активным вовлечением родителей/законных представителей в процесс на базе филиала в эргономично зонированной тренинговой зоне.

Занятия с детьми (54 занятия в течение полутора месяцев, 3 раза в неделю в формате «ребенок-специалист») направлены на коррекцию самостимулятивного поведения и преодоление сенсорных нарушений у детей с РАС и ментальными нарушениями, развитие высших психических функций, коррекцию нежелательного поведения, развитие навыков социального поведения и коммуникации, при необходимости вводится альтернативная дополнительная коммуникация.

041.jpg

Родители здесь (54 занятия в течение полутора месяцев,3 раза в неделю в формате «ребенок-специалист-родитель») – самые активные участники процесса, подключаемые к занятиям и обучаемые применению методик в домашних условиях, что обеспечит непрерывность реабилитационного процесса для ребенка.

Так же важно, что во время работы с ребенком в рамках проекта специалисты используют карточки PECS как средство установления коммуникации для детей, не имеющих возможности устанавливать речевую коммуникацию.

Чтобы быть максимально продуктивными, на средства гранта было обучено четыре психолога филиала по программе «Прикладной анализ поведения (АВА-терапия): коррекция поведенческих нарушений, обучение, абилитация и развитие детей и подростков с ОВЗ», объемом 260 часов, в Институте Прикладного анализа поведения и психолого-социальных технологий, г.Москва.

051.jpg

Прикладной анализ поведения – один из самых эффективных методов коррекции поведенческих нарушений детей с РАС и ментальными нарушениями.

В основе прикладного анализа поведения основу взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные – пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные.