Язык мой – друг мой: опытом обучения детей, плохо говорящих на русском языке, поделились новосибирские педагоги
28 августа 2024
В преддверии учебного года в Новосибирске прошли научно-практические заседания в рамках XXIV съезда работников образования Новосибирской области. Новосибирский государственный педагогический университет при участии РАО НГПУ и научно-методологического центра сопровождения педагогических работников и управленческих кадров вуза в программе заседаний заострил внимание на наиболее актуальных проблемах современной школы и дошкольного образования. В том числе на темах профилактики буллинга, суицидального поведения, условиях безопасной включенности детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательную среду и некоторых других.
Сегодня в формате стратегической сессии прошло заседание «Соединение культур: наши ценности общие». Целевая аудитория – педагоги, работающие с детьми, плохо говорящими на русском языке.
– Тема, которую мы сегодня обсуждаем, очень важна. В наших школах обучаются более трех тысяч детей мигрантов. В этом году 370 детей выходят из детских садов, и они тоже пойдут в школы. Как воспитывать ребенка любого возраста, который не очень хорошо говорит на русском языке? Имеет двойной стандарт поведения: дома – одно, в школе – другое, а когда выходит на улицу, переносит туда третьи формы и методы в общении с открытым социумом? – говорит профессор кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ, доктор педагогических наук Зоя Ивановна Лаврентьева.
Кроме того, отметила профессор, Государственная дума приняла решение о проведении тестирования детей для поступления в образовательные учреждения – и это тоже большой вопрос, ведь если ребенок не поступит учиться, через 30-40 лет общество рискует получить огромное количество людей, не получивших образование в нашей стране.
– Поэтому сегодня необходимо смотреть, какие новые направления работы нужно сделать для того, чтобы можно было преодолеть низкое знание русского языка и другие сложные аспекты этого вопроса,– подчеркнула Зоя Ивановна Лаврентьева.
Темы, которые обсуждались на сессии, касались проблем адаптации детей и их семей к принимающему сообществу, преодоления противоречий культурных маркеров и вовлечения родителей мигрантов в обучение детей русскому языку, профилактике экстремизма и технологии альтернативной коммуникации.
Интересной стала практическая часть, в которой своим уникальным и богатым опытом поделились новосибирские учителя и заведующая одного из новосибирских детских садов, работающих в учреждениях расположенных в районах с высоким уровнем мигрантского населения.
Несомненно, такой опыт заслуживает того, чтобы его использовали. Так, например, учитель начальных классов школы № 194 Марина Васильевна Петри рассказала, что в этом году общеобразовательное учреждение окончил класс, который начальную школу прошел у этого педагога. Среди выпускников – три медалиста: вьетнамец, киргизка и русский. Такой результат – самая большая награда для учителя, да и для общества: чтобы дети, не знающие языка, смогли хорошо учиться, влились в социум и в будущем стали добропорядочными гражданами.